Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наши рубрики
Архивы
QR-код
Счётчик посещения сайта
До окончания учебного года осталось:

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля2 АПРЕЛЯ ежегодно отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ  О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА.

День был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

 Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Аутизм – общее расстройство развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии, ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Современные классификации рассматривают аутизм, как общее «первазивное» (всеохватывающее, всепроникающее) нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.

В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу детей с данными нарушениями, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с расстройством аутистического спектра имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, педагогической коррекции, социальной адаптации и социального функционирования.

 Ранее установление диагноза аутизм встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:

  • в раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в незрелых, трудных для выявления формах;
  • некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику;
  • многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития;
  • психопатология аутизма в раннем детском возрасте разработана очень неравномерно.

С учётом приведённых обстоятельств установление диагноза аутизм становится достаточно надёжным лишь в возрасте 3-4 лет. В то же время, психолого-педагогические коррекционные занятия можно и нужно начинать в более раннем возрасте, и это даёт уже в школьном возрасте прирост удовлетворительной социальной адаптации.

 Симптомы аутизма.

Базисные симптомы:

  • нарушение социального функционирования;
  • нарушение развития навыков общения;
  • необычная способность к символическим играм;
  • ограниченность интересов и стереотипное поведение.

Дополнительные симптомы:

  •  необычные моторные стереотипии;
  • когнитивные нарушения;
  • нарушения эмоционального реагирования;
  • неврологические нарушения;
  • поведенческие нарушения

 Как нарушается социальное функционирование?

Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких.

 Социальные нарушения включают в себя:

  • недостаточное использование зрительного контакта;
  • не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении;
  • испытывают затруднения, как в распознавании окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику).

 Нарушения навыков общения:

  • коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое нарушение навыков устной речи.
  • не указывают на предметы, не показывают их (не сформирован указательный жест);
  • не пытаются привлечь внимание родителей взглядом;
  • перед началом речи нет лепета;
  • могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу;

 Какие странности в поведении характерны
для аутизма?

  • не играют с обычными игрушками;
  • неадекватная повторяемость одного  действия;
  • потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира;
  • наблюдение за текущей водой, движущимися и вращающимися предметами;
  • при хорошо развитой речи, темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.

 Современные подходы к коррекции можно представить следующим образом:

I традиционные (основные) подходы:

  1. медицинские;
  2. психолого-педагогические;

II Альтернативные (вспомогательные) подходы:

  • альтернативные варианты медико-биологических воздействий;
  • альтернативные варианты психолого-педагогических воздействий;

Основные методы, как правило, направлены на коррекцию основных проблем ребенка с аутизмом.

Вспомогательные методы не решают основных проблем, но при определенных условиях могут создавать более или менее действенные предпосылки для их решения.

Актуальность развития помощи детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра определяется несколькими факторами:

  •  высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости;
  • сложностью и многообразием клинической картины;
  • трудностями диагностики и дифференциальной диагностики;
  • недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса. Чем раньше начинается работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки аутизма формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития.

Возникновение аутизма не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения семьи. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

 На частоту встречаемости аутизма влияют/ не влияют

Не влияют Влияют
национальность                       возраст отца (чем  старше возраст отца, тем выше вероятность рождения ребенка с аутизмом выше;

 

географическое расположение              возможно влияет возраст матери

 

раса                                   

 

 
социальный и материальный статус семьи                                    
какой ребенок по порядку рождения;  

Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Ежегодно в день распространения информации о проблеме аутизма во многих городах мира проходят традиционные акции, флеш-мобы, семинары, круглые столы. А также акции «Зажги синим», в рамках которой люди поддерживающие семьи воспитывающих детей с аутизмом и самих детей используют в одежде синие элементы. В некоторых странах на зданиях включают синюю подсветку, в небо выпускают синие шары в поддержку людей и распространении  информации об аутизме.

шарики

Оставить комментарий

Вы должны зайти чтобы оставить комментарий

Минская обл., г.Борисов, ул.Гончарная, 16, тел. 8-0177-730224 адрес эл. почты: school22borisov@giac.by
Опросы

Что заставляет Вас учиться?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...